Мебель

Мебель

МЕ́БЕЛЬ (от франц. meuble, от лат. mobius — подвижный) — осн. вид обстановки помещений. М. играет большую роль в худож. орг-ции интерьера. Обычно делается из дерева, окрашенного или выявляющего материал, его цвет, фактуру; части М. могут покрываться тканью или кожей, дополняться накладками из металла, керамики и т. д., живописью, скульптурой. Для изготовления М. применяются также кость, рог. металл. По своим конструктивным особенностям М. может быть передвижной или встроенной, редко навесной; неразборной и сборно-разборной. Развитие М. связано с развитием худож. вкусов и стилей. Древнейшие образцы М. — предметы обстановки, находившиеся во дворцах фараонов Др. Египта (2 тыс. до н. э.). Ср.-век. рус. М. (известна по миниатюрам, фрескам, иконам) отличалась простотой. Это были прямоуг. столы, табуреты, сундуки, лавки, скамьи, ларцы и т. п. Рус. быт не знал стульев, кресла встречались только в качестве тронов, кровати появились в 17 в. и были в единичных экземплярах у царей и знатнейших вельмож, но существовали спец. перекидные скамьи со спинками на шарнирах, удерживавшими спящего от падения. М. 16—17 вв. отличалась обилием резного декора (растит. и геометр. мотивы), разнообразием расцветок. В кон. 17 — 1-й четв. 18 в. М. привозится чаще всего из Англии и Голландии, по иностр. образцам работают и рус. мастера. Это и простая, практичная мебель, ориентированная на бюргерский быт, и богатая М. со сложной резьбой, инкрустацией и интарсией. Ею обставлены петровские дворцы: Летний, Монплезир, Марли. Появление стульев, дающих свободу размещения в интерьере, оказывает сильнейшее влияние на повседневное поведение. Для хранения документов и ценностей появляются кабинеты и бюро, оформлявшиеся с исключит. роскошью и представлявшие собой своего рода арх. сооружения; распространяются кровати — Меншиков собирает их несколько сот. Появляется нарядная М. барокко и рококо из Франции, Юж. Германии, Италии; В. Растрелли и А. Ринальди сочиняют проекты мебели для своих интерьеров (сохранились немногие предметы в Екатерининском дворце Царского Села и Китайском дворце Ораниенбаума), но в сер. 18 в. М. так мало, что имп. двор перевозит М. из одной резиденции в другую. Со сменой архит. стиля в посл. четв. 18 в. М. также сменяется классицистической, ее проектируют Ч. Камерон для Царского Села, В. Бренна для Павловска, завозят гл. обр. из Франции. В нач. 19 в. М. стиля ампир копирует антич. формы, обретая монументальность, подчеркнутую статичность, декорируется крупной бронз. отделкой (проекты К. Росси, А. Воронихина и др.). Типы М. становятся разнообразнее, появляются диваны, обращенные на две стороны, S-образные, круглые, расстановка приобретает свободу, М. группируют уголками, разделяя ими интерьер на отд. части. В 1830—90-х гг. М., как и архитектура, делается в разл. стилях эклектизма ("историзма"): в 1830-х гг. широко распространяется неоготич. М., совершенно непохожая на М. средневековья, а воспроизводящая формы готич. архитектуры; с 1840-х гг. на неск. десятилетий господств. стилем становится 2-е рококо (знаменитая мебель Гамбса), но применяются и все иные ист. стили. В 1870-х гг. распространяются новоизобретенные венские стулья, наряду с ними — "кутаная" М., в к-рой пышная обивка полностью скрывает конструкцию, и тяжеловесные формы "под старину" (обычно подражающие М. эпохи Возрождения). В кон. 19 в. стиль "модерн" охватывает собой все компоненты интерьера. Модерн стремится к единству худож. решения бытовой среды; ведутся интенсивные поиски новых принципов формотворчества, фактурной и цветовой выразительности материалов. Появляются новые мат-лы — мореный клен, ясень; обязательными для интерьеров становятся угловые диваны с полочками и шкафчиками, разл. встроенная М., встречавшаяся до того очень редко. В поисках новых форм в атмосфере неоромантизма появляется подражание русской нар. М. (мастерские Абрамцева, Талашкина), возрождение классицизма. В 20 в. господствующим стилем оказывается функционализм (А. Родченко, А. Щусев), приведший вскоре, с изменением соц. структуры и бытовых условий, к фактическому исчезновению мебельного иск-ва.


Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та. 2002.

Нужен реферат?
Синонимы:

Полезное


Смотреть что такое "Мебель" в других словарях:

  • Мебель —         (франц. meuble, от лат. mobilis подвижной, легко двигающийся), один из основных видов оборудования помещений, а также садов, парков и улиц. Мебель (стулья, столы, шкафы, кровати, диваны, скамьи и так далее) делится на бытовую (в жилище) и …   Художественная энциклопедия

  • МЕБЕЛЬ — предметы обстановки жилых помещений. Мебельное производство отрасль прикладного искусства и художественной промышленности. Мебель, как и все предметы прикладного искусства, имеет определённый стиль. Стили мебели обычно совпадают по времени со… …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • мебель — и, ж. meubles m., pl. 1. Предметы обстановки. БАС 1. Я в московском вашем доме .. по милости вашей завсегда пристанище имел, где и несколько моих меблей завсегда имел. 1714. АК 10 292. В рассуждении министеров должен во всем учредить штоб иметь,… …   Исторический словарь галлицизмов русского языка

  • МЕБЕЛЬ — (фр. meuble, от лат. mobile подвижное). Утварь в комнатах, все, что служит для удобства живущих в них. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕБЕЛЬ комнатная обстановка; в переносном смысле что либо… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • МЕБЕЛЬ — (от франц. meuble мебель), предметы обихода, служащие для лежания, сидения, хранения вещей и т. п. В зависимости от назначения, .места, способа пользования материал и конструкция М. могут быть весьма разнообразны, как разнообразив! в зависимости… …   Большая медицинская энциклопедия

  • мебель — См …   Словарь синонимов

  • МЕБЕЛЬ — МЕБЕЛЬ, мебели, мн. нет, жен. (франц. meuble). Предметы комнатной обстановки: столы, стулья, шкафы, диваны, кресла и т.п. Мягкая мебель. Венская мебель. Мебель в стиле ампир. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • Мебель — (иноск.) не существенное, а служащее только какъ бы для убранства и пополненія пустого мѣста. Ср. И она, въ свою очередь, стала относиться къ Марку съ полнѣйшимъ равнодушіемъ, словно бы въ ея глазахъ онъ былъ какъ то «мебель»... К. М. Станюковичъ …   Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

  • мебель — МЕБЕЛЬ, и, ж. Что л. факультативное, второстепенное; чужие, остальные (о людях). Ну, вчера пришли Петька, Ленка, ну и там мебель всякая. См. также: Присутствует для мебели Возм. от общеупотр. выражения «для мебели» о ком л., чье присутствие… …   Словарь русского арго

  • МЕБЕЛЬ — жен., франц. стоялая утварь в доме; хоромный наряд; столы, лавки, стулья, шкафы и пр. Мебельный, к ней относящийся мастер, ситец. Мебельщик муж. щица жен. кто сам делает мебель, столяр; хозяин мебельной мастерской или хозяин лавки. ков, цын, ему …   Толковый словарь Даля

  • Мебель —         Мебель менялась (и меняется) медленно, но иные ее предметы все же отмерли, другие видоизменились, а третьи сменили свои названия. Например, БЮРО – затейливой конфигурации письменный стол с настольными ящиками и множеством отделений для… …   Энциклопедия русского быта XIX века


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»